gototopgototop

назад                                         Научно-экспериментальная работа

 Тема: «Условия формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа»

скачать программу эксперимента

        Рукoводитель эксперимента: Н.Д. Скорнякова, директoр Киренского профессионально- педагогического колледжа.

        Автор и научный консультант: И.В. Федосова, канд. пед. наук, доцент ФГОУ ВПО «ВСГАО».

        Рецензенты: Тигунцева Н.Н.,  к.п.н., доцент кафедры психологии ИГУ;

Кондратьева О.Г.,  заведующая кафедрой  профессионального образования ИПКРО, к.п.н.

Сроки реализации: 2008 – 2014 гг.

Уровень проекта: локальный.

Объект исследования – процесс формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.

Предмет исследования – условия формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в различных сферах деятельности. 

Цель исследования – определение, научное обоснование и экспериментальная проверка  педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий формирования социально-поведенческой  компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа будет протекать наиболее эффективно, если:

-          социально-поведенческая компетентность будущего специалиста будет рассматриваться как интегративная характеристика личности, определяющая её готовность к социально ответственному поведению перед собой и субъектами взаимодействия и окружающей средой в условиях динамично изменяющегося социума и способность решать любые личностно-профессиональные задачи с использованием профессионального и жизненного опыта, с одной стороны, и личностно-профессиональных качеств, с другой;

-          этот процесс будет представлять собой систему, компоненты которой диалектически взаимосвязаны и обусловлены, и приобретают содержательную и функциональную определённость лишь в структуре целостного педагогического процесса;

-          будут соблюдены следующие условия: обеспечение системного и контекстного подходов через актуализацию возможностей учебных предметов, специально разработанных спецкурсов и факультативов, профессиональной практики, системы воспитания студентов для формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов, стимулирование процесса саморазвития студентов;

-          будут выделены и обоснованы критерии и показатели сформированности социально-поведенческой  компетентности;

-          будет обеспечена комплексная диагностика уровней сформированности социально-поведенческой  компетентности у будущих специалистов на всех этапах обучения в колледже.

В соответствии с целью исследования необходимо решение следующих задач:

1.     Уточнить понятие и характеристику социально-поведенческой компетентности  как составляющей ключевых компетентностей будущего специалиста  в современных социально-экономических условиях развития общества.

2.     Рассмотреть основные теоретические подходы к процессу формирования социально-поведенческой компетентности и выявить состояние проблемы в практике многопрофильного профессионального образования.

3.     Разработать показатели и критерии сформированности социально-поведенческой компетентности у студентов колледжа  и на их основе осуществлять комплексную диагностику процесса формирования социально-поведенческой компетентности в ходе профессиональной подготовки.

4.     Разработать, научно обосновать и апробировать модель формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в условиях целостного педагогического процесса.

5.     Совершенствовать процесс, структуру и формы подготовки и презентации НИРП и УИРС.

6.     Подготовка прикладных учебно-исследовательских и научных разработок с учетом потребности регионального рынка.

7.     Совершенствование системы подготовки педагогических кадров колледжа через прохождение курсов, профессиональной подготовки, получения второго высшего образования, аспирантуру и соискательство.

Тип стратегии научно-экспериментальной работы – стратегия модульных изменений. Внедрение комплекса нововведений в процесс подготовки специалиста на основе компетентностной парадигмы образования с целью формирования основных показателей социально-поведенческой компетентности студентов, обеспечивающих их готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, чтобы эффективно и нравственно (социально востребованным образом) справляться со своими жизненными проблемами.

Направления и формы работы:

1.     Концептуально-стратегическое:

-          Разработка приоритетных направлений и целей деятельности профессионально-педагогического колледжа.

-          Разработка Программы развития ППК.

-          Разработка положений о научно-исследовательской работе преподавателей (НИРП), учебно-исследовательской работе студентов (УИРС), научном  студенческом обществе (НСО).

-          Разработка материалов рекомендательного характера по оформлению УИРС, социальных проектов, методических рекомендаций, учебных пособий.

2.     Планово-прогностическое направление:

-          Планирование научно-методической работы по разным направлениям.

-          Планирование работы над научно-экспериментальной темой колледжа.

-          Планирование работы научного студенческого общества.

-          Планирование тематики обучающих семинаров по НИРП и УИРС.

-          Уточнение и корректировка тематики НИРП и УИРС.

3.     Научно-методическое направление:

-          Изучение современной литературы и систематизации ее по основным вопросам научно-исследовательской работы преподавателей, учебно-исследовательской работы студентов, научно-экспериментальной теме ППК.

-          Выпуск научно-методических бюллeтеней.

-          Консультации по вопросам организации НИРП и УИРС.

-          Теоретико-методологические семинары по НИРП и УИРС.

-          Научно-практические конференции различного уровня с участием преподавателей и студентов.

-          Работа творческих микрогрупп педагогов по разработке научно-экспериментальной  темы колледжа.

-          Подготовка и публикация печатных материалов.

-          Работа научного студенческого общества.

-          Предзащиты и защиты УИРС.

-          Создание банка УИР студентов за последние пять лeт.

-          Создание банка НИР педагогов за последние пять лeт.

4.     Аналитико-диагностическое направление:

-          Изучение и оценка эффективности НИРП и УИРС.

-          Диагностика затруднений преподавателей в организации НИРП и УИРС.

-          Изучение запроса учителей и воспитателей города и района на разработку преподавателями и студентами  различных образовательных проблем в рамках НИРП и УИРС.

 Основные этапы и содержание реализации программы эксперимента

Название этапа,

его сроки

Содержание работы 

Проделанная работа

1.Подготовит.

сентябрь 2008– сентябрь 2009 г.

1.Глубокое осмысление итогов предыдущего эксперимента (на базе Киренского педколледжа) и опыта экспериментальной работы всего коллектива.

2.Формирование коллектива   исследователей из числа педагогических работников Киренского профессионально-педагогического колледжа, определение состава исследовательских групп, разрабатывающих отдельные подпроблемы (Рис. 1).

3.Освоение методологии и обучение технологии разработки Программы развития образовательного учреждения.

 

1. Стартовый методологический семинар «Теоретические основы формирования социально-поведенческой компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа как ведущего условия подготовки конкурентоспособных специалистов»  (2008 г.)

2. Педагогический совет «Использование эффективных технологий, методов и приемов в процессе формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов» (2009 г.)

3. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (сентябрь 2008 - сентябрь 2009 г).

4. Подготовка педаг. работников колледжа к сдаче кандидатских экзаменов и поступлению  в аспирантуру (2008-2009 г.)

5. Повышение квалификации преподавателей колледжа в магистратуре ИГПУ, ИГЛУ (2008-2009 гг.)

2. Пилотажный

октябрь 2009-сентябрь 2010 г..

1.Отработка отслеживающих показателей и критериев исследования.

2.Подготовка диагностического инструментария.

3.Проведение констатирующего этапа исследования, обработка полученных данных.

4.Подготовка педколлектива колледжа к осуществлению инновационной работы: разработка документации, подготовка научно-исследовательских групп.

5.Анализ ключевых проблем колледжа, определение их причин.

6.Изучение адресуемого колледжу социального заказа.

7.Оценка конкурентных  преимуществ колледжа.

8.Анализ инновационного потенциала коллектива.

9.Систематизация информации о студентах, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке.

10.  Разработка концепции Программы развития колледжа, перспективной модели выпускника колледжа.

1. Работа педагогического коллектива в  творческих микрогруппах с целью подготовки диагностического инструментария, проблемного анализа образовательного процесса, разработки концепции Программы и модели выпускника колледжа. (январь, 2010 г)

2. Системный мониторинг  показателей сформированности ключевых компетентностей у студентов колледжа (Приложение) и обработка полученных данных (октябрь 2009-май 2010 г.)

3. Организация системы методологических семинаров по проблеме подготовки научно-исследовательских групп к осуществлению инновационной работы (январь – сентябрь, 2010).

4. Анкетирование, тестирование, интервьюирование педагогического коллектива и социальных партнеров (январь, 2010).

5. Создание электронной базы данных о студентах, нуждающихся в социальной помощи и МПП  поддержке.

3. Основной

октябрь 2010 – декабрь 2012 г.

1.Корректировка содержания учебного процесса на основе компетентностного подхода.

2.Мониторинг качества знаний, успеваемости и посещаемости.

3.Корректировка рабочих программ дисциплин на основе  компетентностного подхода по учебным блокам:  общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и общие естественнонаучные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, общепрофессиональные дисциплины на педагогическом отделении; по общепрофессиональному, профессиональному и специальному блокам на профессиональном отделении.

4. Разработка и апробация содержания спецкурсов, факультативов, дисциплин по выбору студентов, способствующих формированию у них основных показателей ключевых  компетентностей.

5.Внедрение рейтинговой технологии  оценивания и технологии оценивания на основе решения ситуационных задач.

6.Внедрение современных образовательных технологий.

7.Корректировка содержания профессиональной практики в контексте формирования у будущих специалистов ключевых компетентностей.

8.Разработка, апробация и корректировка системы воспитания студентов колледжа на основе компетентностного подхода, включающей такие компоненты, как «Мир моего Я», «Я в мире людей», «Я в профессии».

9.Разработка и внедрение целевой программы «Образовательная среда и здоровье».

10.  Разработка и внедрение целевой программы адаптации новичков «Нулевой семестр».

11.  Разработка и внедрение целевой программы «Трудный подросток».

12.  Отработка механизмов социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержки студентов.

13.  Мониторинг воспитанности студентов.

14.  Разработка и внедрение программы научно-экспериментальной работы колледжа.

15.  Разработка и апробация программ реализации индивидуальных исследовательских тем  преподавателей и мастеров колледжа.

16.  Создание научного студенческого общества.

17.  Выполнение научных исследований студентов по проблематике, согласованной с темой экспериментальной работы колледжа.

18.  Проведение промежуточного и итогового мониторинга, анализ результатов и корректировка содержания Программы развития колледжа.

1. Разработка и апробация УМК по обязательным дисциплинам и дисциплинам по выбору;  авторских программ; контрольно-измерительных материалов (январь – май, 2011).

2. Заседания ДЦК с целью презентации технологий, методик, методов, приемов, средств, форм работы на основе компетентностного подхода (январь – май, 2011). .

3. Рецензирование рабочих программ, откорректированных на основе компетентностного подхода (сентябрь – декабрь, 2012).

4. Работа педагогического коллектива в творческих микрогруппах с целью обновления содержания образовательного и воспитательного процессов, профессиональной практики и исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Разработки целевых программ «Нулевой семестр», «Образовательная среда и здоровье», «Трудный подросток» (январь – декабрь, 2011).

5. Открытые уроки и классные часы (2011 – 2012 гг).

6. Организация системы методологических семинаров по проблеме формирования ключевых компетентностей у студентов колледжа (2011 – 2012 гг).

7. Разработка положения об организации работы научного студенческого общества (январь, 2011).

8. Заседания научного студенческого общества ( 2011 – 2012).

9. Индивидуальные и коллективные консультации  службы «Доверие и поддержка».

10.  Очное и заочное участие преподавателей, мастеров и студентов в конференциях и конкурсах различного уровня (2011 – 2012). 

11.  Подготовка методических рекомендаций по написанию выпускных практических квалификационных работ (январь – май 2011).

12.  Проведение предзащит и защит различных видов УИРС с приглашением на них  потенциальных работодателей (2011 – 2012).

13.  Организация и начало работы специальных групп обучающихся с особыми потребностями здоровья (сентябрь 2012 г).

4. Итоговый

январь - сентябрь 2013 г.

1.Подведение итогов реализации Программы развития колледжа, анализ и обобщение полученных результатов.

2.Оформление результатов реализации Программы развития колледжа в различных формах.

3.Экспертиза полученных результатов реализации Программы развития колледжа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на конференциях и совещаниях различного уровня.

1. Обсуждение и анализ полученных результатов на педагогических советах и совещаниях различного уровня.

2. Написание статей, методических рекомендаций, учебных пособий, методических разработок, электронных учебников, отчетов и докладов на конференции и совещания различного уровня.

3. Экспертиза полученных результатов реализации Программы.

5. Внедрение

октябрь 2013  – сентябрь,

2014 г.

1.Реализация откорректированного учебного плана КППК.

2.Внедрение в педагогический процесс Киренского профессионально-педагогического колледжа разработанных в контексте компетентностного подхода учебно-методических комплексов, программ, педагогических технологий, авторских методик, учебных пособий, контрольно-измерительных материалов.

3.Реализация разработанной воспитательной системы колледжа.

4.Реализация откорректированной программы профессиональной практики.

5.Реализация откорректированной  программы экспериментальной работы колледжа.

6.Мониторинг особенностей самоопределения и самореализации выпускников колледжа в самостоятельной жизни.

1. Внедрение в педагогический процесс колледжа экспериментально разработанных целевых программ, технологий.

2. Изменение учебного плана.

3. Открытие новых специальностей.

4. Внедрение в педагогический процесс обновленной воспитательной системы колледжа.

5. Внедрение в педагогический процесс программы экспериментальной работы.

6. Внедрение в образовательный процесс новых форм прохождения профессиональной практики.

 

 
Баннер
Поиск по сайту
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер